|
| |||||||
|
|
|
Способы превращения в оборотня Существует много способов для превращения в оборотня. В одном случае человек ( зверь, предмет) становиться оборотнем по собственной воле, в другом в оборотня его превращают. У белорусов сохраняется предание, что некогда праздновалась свадьба, и вдруг нежданно-негаданно среди шумного веселья жених и все прочие мужчины были превращены чародеем в волков, женщины в сорок, а невеста в кукушку. Эти способы - самые распространенные, но есть и другие: 1. В наказание В этиологических легендах человек становится животным (медведем, вороном, аистом и др.) в наказание за нарушение запрета, желание напугать, за жадность, дерзость, неблагодарность, ложь, преступление и т.п. 2. В результате проклятья. Чайкой стала дочь проклятая отцом за то, что не уберегла свою девичью честь; сын и дочь были прокляты больной матерью за то, что не принесли ей воды, и превратились в филина и кукушку. 3. От горя, плача. Например, дочь убитого князя Лазаря от неутешного горя и плача превратилась в кукующую кукушку. 4. Самопроизвольно. При определенных условиях. Такие примеры представлены в основном в поверьях:
крылатой змеей или змеем становится обычная змея, карп и некоторые другие
животные по истечении определенного срока, например если в течении какого-то
времени их никто не видел, если они не слышали колокольного звона или голоса
петуха; уж или змея в двенадцатом поколении становится вьюном; летучей мышью
становится обычная мышь на седьмом году жизни; с Петрова дня (29.VI./12.VII)
кукушка превращается в ястреба; весной ласточки превращаются в лягушек;
волк-оборотень принимает волчий и человеческий облик в полдень; рысью становится
волчица, когда принесет потомство пять раз; воробьи превращаются в мышей, а мыши
в воробьев в зависимости от погоды. Средства, при помощи которых, можно стать оборотнем
В русских народных сказках часто встречается описание превращения человека в оборотня. В большинстве случаев для превращения требуется волшебные предметы: а) Колдуны и ведьмы превращают людей различными зверями и птицами, ударяя их зеленым прутиком, палкою, плетью (кнутом-самобоем). Такое верование разделялось греко-италийским племенем. Знаменитая чародейка Цирцея быстрым ударом жезла оборотила в свиней спутников Одиссея; Пик был наказан превращением в дятла: едва волшебница коснулась его тростью, как он тотчас же сделался пестрокрылою птицею. Эта чудесная трость или плеть- эмблема молнии и указывает на тесную связь оборотничества с грозовыми тучами; с этой эмблемою сочетались противоположные представления: с одной стороны удар волшебного прута повергает сказочных героев в окаменение и непробудный сон (зимние оцепенение), а с другой призывает их к жизни (к весеннему творчеству). То же двоякое значение придается удару волшебного прута и в преданиях об оборотнях: им превращаются люди в звериные образы, и, наоборот, им же разрушается сила заклятия, и превращенные возвращаются в среду людей. На Украине думают, что если ударить оборотня вилами или цепом, то он тотчас же делается человеком, т.е. бог-громовик, ударяя своей палицей, срывает с него волчью шкуру (разносит тучу). Оборотни, т.е. стихийные духи и тени усопших, облаченные в облачные шкуры, появляются и исчезают вместе с бурными грозами. С каждым дуновением ветра, с каждым извивом молнии и раскатом грома облака и тучи меняют свои прихотливые формы, или, выражаясь метаморфическим языком, с каждым ударом громовой палицы стихийные духи перекидываются, перебрасываются, кувыркаются и тем самым как бы переворачивают или переменяют свои облачные одежды и переходят из одного видимого (телесного) образа в другой. Для того, чтобы обозначить акт превращения, народные сказки и песни употребляют выражения, указывающие на быстрое движение, стремительный удар и круговой поворот: молодец "ударился оземь и оборотился собакою", "колдун хлопнулся о сырую землю, сделался серым волком и пустился в погоню", "перекинулся медведем, жеребцом, добрым молодцем", "колдун может обернуться и в кошку, и в кошку, и в собаку"... б). Набрасывание звериной шкуры. Крестьяне уверяют, что в старые годы случалось, снимая
шкуру с убитой волчицы или медведицы, находить под нею бабу в сарафане. Есть
рассказ, что на охотничьей облаве убили трех волков, и когда стали снимать с них
шкуры, то под первою нашли молодого жениха, под второй-невесту в ее венчальном
уборе, а под третьей-музыканта со скрипкою... в). Волшебная науза. Чтобы превратить свадебное сборище в стаю волков,
столько ремней, мочалок или поясов, сколько нужно оборотить лиц, нашептывают на
них заклятия и потом этими ремнями или мочалками подпоясывают обреченных,
которые тотчас же и становятся вовкулаками. Такой оборотня не иначе может
получить человеческий образ, как разве в том случае, когда чародейный пояс
изотрется и лопнет; но и после избавления долгое время бывает дик, сумрачен и не
скоро привыкает к людской речи... В кого могут превращаться оборотни Большая часть оборотней может превращаться во всех
животных, другая -практически во все (стихию, предмет, вещество, зверя,
человека) и остальные в какого-то определенного животного, чаще всего в волка.
Их можно разделить на группы, руководствуясь тем, в кого они превращаются. Но
есть и такие существа, которых при всем желании нельзя отнести ни к одной из
групп, - это некоторые персонажи бурятской низшей мифологии.
|
|
|
| ||
|
|
|
| |||||
|
|
|
| |||||
| ||||||||
|
|
|
|